Yura Schloenski ([info]schloenski) wrote,
@ 2009-05-18 22:26:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Снова Николай II
Гипнотическая фотография




Украл у юзера [info]rasumov_ab отсюда.



(18 comments) - (Post a new comment)


[info]mitrius
2009-05-18 09:36 pm UTC (link)
Царь делает шаг вперед и протягивает руку к короне. Но, когда он хочет взять ее, тяжелая бриллиантовая цепь Андрея Первозванного, символ могущества и непобедимости, только что на него возложенная, отрывается от горностаевой мантии и падает к ногам царя.
Николай II с протянутыми к короне руками замирает на месте. Он не берет короны и не опускает протянутых рук. Он неподвижен. Глаза его стали светлыми и пустыми. Они уставлены куда-то в пространство, поверх всего окружающего.
Это странное выражение знают близкие к Николаю II люди. Под влиянием гнева или страха серо-голубые задумчивые глаза царя -- выцветают, тускнеют, расширяются, вдруг становятся двумя неподвижными просветами в какую-то леденящую пустоту. Тогда кажется, что он ничего не видит, ничего не чувствует и не замечает.
Так на узкой, залитой солнцем улице Оцу он смотрит, откинувшись в рикше, в искаженное лицо фанатика-самурая, так глядит в окно вагона, подписывая акт отречения. Таков, должно быть, взгляд царя в ночь на 16--17 июля 1918 года, когда Юровский наглым срывающимся голосом кричит: "Николай Романов, Уральский совет постановил вас расстрелять!" -- и вскидывает наган.


Георгий Иванов

(Reply to this) (Thread)


[info]schloenski
2009-05-20 10:11 pm UTC (link)
А вот интересно -- Иванов мог видеть царя вблизи? Сам, наверное, нет. Кто-то из его круга, родственники, напр., может и могли. Но всё-таки мне кажется он про этот взгляд "по книгам" пишет.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mitrius
2009-05-21 05:41 am UTC (link)
Конечно, плюс дорабатывает своими излюбленными мотивами (с "леденящей пустотой", странно, что нет слов "синий" и "эфир").

(Reply to this) (Parent)


[info]mitrius
2009-05-21 05:41 am UTC (link)
а, есть слова "серо-голубой", зачот

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]schloenski
2009-05-21 05:49 am UTC (link)
Ну, это просто цветовая характеристика.

У меня тоже глаза серо-голубые, не знаю, как по-другому назвать.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mitrius
2009-05-21 05:51 am UTC (link)
у поэтов все слова не случайны
особенно у так любившего эту гамму Г. И.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]schloenski
2009-05-21 06:03 am UTC (link)
Мои глаза были серо-голубыми задолго до знакомства с творчеством Иванова!

Но вообще "Книгу о последнем царствовании" я не люблю. Иванов оказался не на высоте задачи. Да как и Блок, впрочем.

(Reply to this) (Parent)


[info]nekto
2009-05-18 10:13 pm UTC (link)
Станция Дно и медленно поднимается взбаламученный ил.
Сейчас из глаза императора выплывет угорь.

(Reply to this) (Thread)


[info]schloenski
2009-05-20 10:15 pm UTC (link)
Да.

А тут, можно сказать, пришла русская литература и всё объяснила. Водолаз понял, что на нём нет скафандра, выпустил белёсый неровный пузырь и, разведя руки, стал медленно падать навзничь.

(Reply to this) (Parent)


[info]elenakareva
2009-05-19 03:39 pm UTC (link)
+

(Reply to this) (Thread)


[info]schloenski
2009-05-19 04:05 pm UTC (link)
Похоже на какую-то театральную постановку или фильм. Расстановка людей, атмосфера...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]elenakareva
2009-05-19 05:51 pm UTC (link)
фотография тогда была искусством) во всяком случае, мыльниц еще не было... сейчас, когда делать снимки может практически любой желающий, фотографию культивируют: музеи, выставки. тогда, возможно, такого подхода в массе еще не было, но занимались этим делом профессионалы высокого класса, которые чаще были художественно одаренными людьми. и, конечно, Государя снимали, не случайные люди. к тому же другой век, другой ритм, порода людей, почти исчезнувшая... и вообще благородство оттенков серого. примерно так мне кажется)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]schloenski
2009-05-20 10:06 pm UTC (link)
и вообще благородство оттенков серого

!! Очень хорошо сформулировали.

Вообще интересный вопрос, насколько фотография постановочная. Я думаю, что нет. С одной стороны, фотографу никто бы не позволил строить Государя. С другой, если бы сам Николай сам имел склонность позировать, мы бы об этом уж точно узнали: кривляка и позёр, кровавый Николашка и проч.

Так что я думаю, что фотограф скорее поймал сцену, чем выстроил. И вся эта Касабланка случайно получилась.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]elenakareva
2009-05-21 04:37 pm UTC (link)
я тоже думаю, что нет. но момент выбран безошибочно - поэтому и ощущается как момент истины) может, и случайно, но у талантливых профессионалов таких случайностей обычно больше получается. насчет серого - спасибо, но еще я старые фотографии в коричневых тонах, кстати, люблю. в них тоже своя прелесть; отчасти от того, что менее избито, наверное. но оттенки серого сами по себе элегантнее)

(Reply to this) (Parent)


[info]a_xuili
2009-05-23 08:02 pm UTC (link)
с Днем рождения!

(Reply to this) (Thread)


[info]schloenski
2009-05-24 03:56 am UTC (link)
Спасибо! Вы меня первая поздравили.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]a_xuili
2009-05-24 07:31 am UTC (link)
о, я обожаю быть первой. во всем

(Reply to this) (Parent)


[info]schloenski
2009-05-25 04:15 am UTC (link)
Пишут http://rasumov-ab.livejournal.com/171281.html?thread=797457#t797457 , что прямо за спиной Государя -- один из путчистов.

(Reply to this)


(18 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…